• МАТЕРИАЛЫ
    • История
      • Каталог конспектов
      • Таблицы
    • Обществознание
      • Каталог конспектов
      • Таблицы
  • ТЕСТЫ:
  • A
    • История
    • Обществознание
  • B
    • История
    • Обществознание
  • C
    • История
    • Обществознание
 
Авторизация
Войти через ВКонтакте
 
 

Последние материалы:

Концепция происхождения и прародины славян.
Конспект "СССР. 1953 - 1964 гг."
Конспект "Правовое государство"
Конспект "Предпринимательство"
Конспект "Коллективизация"
 

Последние тесты:

Тренировочный тест по обществознанию 2014 (часть 7) (B)
Тренировочный тест по обществознанию 2014 (часть 6) (B)
Тренировочный тест по обществознанию 2014 (часть 5) (B)
Тренировочный тест по обществознанию 2014 (часть 4) (B)
Тренировочный тест по обществознанию 2014 (часть 3) (B)
 

Материалы ► История ► Каталог конспектов


"Правление Александра I"

Развитие государственной системы в первой половине XIX в. в основном происходило в русле, намеченном в XVIII в.:

—     дальнейшая централизация и бюрократизация государственного аппа­рата;

—     создание новых высших правительственных учреждений с более четки­ми подразделениями и функциями;

—           углубление специализации отдельных органов власти и управления;

—     усложнение внутренней организации правительственных учреждений: их структура становилась разветвленной и многоступенчатой, многочислен­ные подразделения вели обширное делопроизводство;

—     между центральными и местными учреждениями устанавливались бо­лее тесные связи — в России впервые появились ведомства.

Россия этого периода — абсолютная монархия. Император возглавлял всю систему власти в стране, осуществлял объединение и координацию всех от­раслей управления. В этот период монарх начинает рассматриваться не прос­то как «отец нации», что характерно для всех традиционных обществ, но и как хранитель законности. В это время укрепляется тенденций, берущая начало в петровские времена, согласно которой закон постепенно занимает место обычая и традиции. Игнорирование закона и неуважение к нему начи­нает трактоваться как преступление (А. Н. Маркова).

Несмотря на стремление уважать закон, не меньшее, а возможно, большее значение в становлении аппарата управления и его функционировании име­ла личность императора и его непосредственное окружение. Личностный фактор по-прежнему оставался важнейшим в становлении российской госу­дарственности.

В начале XIX в. инициатором преобразований в сфере государственного устройства и социальных отношений выступил император Александр / (1801— 1825.). Необходимость с раннего возраста жить на два дома — изысканно-ев­ропейский бабушкин и казарменно-солдатский отцовский — привела к тому, что в Александре I воспитались двуличность и подозрительность. Но он был умен, хорошо образован, обладал незаурядными дипломатическими способ­ностями, прекрасными манерами и считался наиболее любезным европей­ским государем своего времени.

Характерной чертой александровского царствования становится борьба двух течений — либерального и консервативно-охранительного и лавирование императора между ними.

Исследователи выделяют в царствовании Александра I два периода:

1) 1801—1812 гг. — период подготовки реформ и стремление провести широкомасштабные преобразования либеральной направленности;

2)1814—1825 гг. — во внутренней и внешней политике стали преобладать консервативные тенденции.

По мнению Ю. В. Тота, реформаторская политика в России всегда была обусловлена целым рядом факторов, вследствие чего все реформы в той или иной степени имели общие характерные черты:

—   реформы инициировались «сверху» — самодержцем;

—     реформаторская деятельность всегда наталкивалась на сопротивление достаточно многочисленной «контрреформаторской партии»;

—     судьба реформ всегда находилась в прямой зависимости от соотноше­ния реформаторских и контрреформаторских сил;

—     влияние реформ на последующее развитие страны нередко было двой­ственным. Успешные, последовательные преобразования предотвращали ре­волюционные потрясения, а реформы непродуманные или недоведенные до конца приближали их.

Непосредственным учителем и воспитателем Александра I был швейца­рец Фредерик Сезан де Лагарп (1754—1853), поклонник идей Просвещения, стремившийся воспитать в будущем императоре России уважение к полити­ческим свободам и отвращение к деспотизму.

Большое влияние на реформирование страны оказала деятельность Не­гласного комитета (1801—1803), неофициального органа при Александре I, в который вошли друзья императора П. А. Строганов, Н. Н. Новосильцев, В. П. Кочубей, А. А. Чарторыйский. Планы комитета были обширны: от полной реорганизации государственного управления, постепенной отмены кре­постного права до введения Конституции в России. Под Конституцией пони­малось создание представительного учреждения, провозглашение демокра­тических свобод, ограничение посредством закона самодержавной власти,

С. Ф. Платонов полагал, что преобразования в системе государственных учреждений, изменения в крестьянском законодательстве, осуществленные Александром I в первые пять лет его царствования, прямо или косвенно были связаны с деятельностью комитета. Однако с течением времени «…государь, по-видимому, убедился в том, что его друзья, отличаясь благородством стремлений и чувств, мало подготовлены к практической государственной деятельности, не знают России и не в силах осуществить коренное преобра­зование государственного и общественного порядка».

Подавляющее большинство проведенных в этот период реформ действи­тельно носило либеральный характер.

Реформы в области государственного управления:

1)в 1802 г. устаревшие коллегии, которые еще с Петровских времен яв­лялись главными органами исполнительной власти, были заменены минис­терствами. Эта мера завершила процесс разграничения функций органов государственного управления. Она привела к утверждению системы отрасле­вого управления, смене коллегиальности на единоначалие, к прямой ответ­ственности министерств пред императором, усилению централизации и укреплению самодержавия. В России начала быстро складываться прослойка бюрократии, всецело зависящей от милости царя и получаемого за службу жалованья. Было учреждено 8 первых министерств: военно-сухопутных сил, военно-морских сил, финансов, коммерции и народного просвещения и др.;

2)      в 1802 г. был реформирован Сенат, ставший высшим судебным и конт­ролирующим органом в системе государственного управления. Его участие в законотворческой деятельности выразилось в том, что он получил право де­лать «представления» императору по поводу устаревших законов.

Постепенно шел процесс сужения компетенции Сената, который из выс­шего органа суда и надзора за правительственными учреждениями превратился в 20-е гг. XIX в. в высший судебный орган. Департаменты Сената являлись выс­шими апелляционными инстанциями для судов губерний.

Организационно в первой половине XIX в. Сенат представлял собой со­вокупность ряда полусамостоятельных учреждений — департаментов. В со­став каждого департамента входили несколько сенаторов, назначаемых ца­рем, а также несколько генералов, а во главе каждого департамента стоял обер-прокурор. Число департаментов Сената увеличилось до 12. В целом его деятельность была малоэффективной, все попытки реформировать Сенат, предпринимаемые, в частности, Сперанским, ни к чему не привели.

Реформы в социальной сфере:

1)      восстановлены Жалованные грамоты дворянству и городам;

2)расширены права купцов, мещан и казенных крестьян — им разрешили покупать у помещиков незаселенные земли, что разрушило монополию дво­рянства на владение землей;

3)      улучшилось положение крепостных крестьян — помещики уже не мог­ли, как раньше, ссылать своих крепостных в Сибирь без суда й следствия и получили указание освобождать своих крепостных обязательно с землей (Указ «О вольных хлебопашцах»);

4)      указы 1804—1805 гг. в определенной степени ограничивали крепостное право в Лифляндской и Эстляндской губерниях. Крестьян запрещалось прода­вать без земли. Они объявлялись наследственными владельцами своих земель­ных наделов. Их повинности фиксировались определенными комиссиями, вводились крестьянское самоуправление и крестьянские суды.

Реформы в области образования:

A.      в 1803 г. было издано новое Положение «Обустройстве учебных заведе­ний». В 1804 г. открылись Харьковский и Казанский университеты, Педагоги­ческий институт в Петербурге (с 1819 г. — университет). В 1811 г. основан Царскосельский лицей;

B. издан ряд законодательных актов, регламентирующих деятельность учебных заведений. Например, Университетский устав 1804 г. предоставил широкую самостоятельность Совету профессоров, разрешив выбирать ректо­ра и деканов; созданы органы управления просвещением и образованием.

Особенно важную роль в выработке проекта реформ, направленных на

общую демократизацию государственного строя в России, сыграл М. М. Спе­ранский (1772—1839), выдающийся государственный деятель. Его отличали необыкновенная четкость и логичность мышления, колоссальная работоспо­собность. Сделав головокружительную карьеру благодаря своим личным ка­чествам к 1807 г. (за четыре с половиной года стал действительным статским советником, обладателем генеральского, по Табели о рангах, чина), Сперан­ский являлся одним из ближайших советников императора. К концу 1809 г. он предоставил Александру I план государственных преобразований «Введе­ние к Уложению государственных законов», по которому:

—      рекомендовалось дать стране конституцию при сохранении института самодержавия;

—      важнейшими характеристиками политической системы должны были стать законность, выборность определенной части чиновников и их личная ответственность;

—      расширялись политические права купцов, мещан и государственных крестьян, которые наряду с дворянами должны были выбирать Государ­ственную думу и распорядительные волостные, окружные и губернские думы, а также судебные органы;

—     предусматривалось практическое воплощение в жизнь принципа раз­деления властей, четкое разграничение функций между законодательными, исполнительными и судебными учреждениями. Исполнительная власть долж­на быть сосредоточена в министерствах. Систему законодательных учрежде­ний должны составлять думы — волостные, уездные, губернские и обще­государственные. Высшей судебной инстанцией становился Сенат. Высшим учреждением при императоре должен был стать Государственный совет, в котором сосредоточивались все законодательные, исполнительные и судебные функции и который становился связующим звеном между императором и все­ми государственными структурами. Члены Государственного совета назнача­лись царем.

Сперанский не высказывался за немедленную отмену крепостного права, но считал, что с течением времени, ростом промышленности, торговли и куль­туры в российском обществе оно само естественным образом прекратит свое существование. Из всех предложений Сперанского были приняты лишь не­сколько:

—      в 1809 г. издан Указ о придворных званиях, согласно которому служба при дворе не давала никаких привилегий, а лица, имеющие придворные звания, были обязаны поступить на гражданскую или воинскую службу;

—      все чиновники должны были иметь соответствующее образование — знать право, историю, географию, иностранный язык, статистику, математи­ку и даже физику, и в том случае, если образование было домашним, надо было сдать определенные экзамены «на чин»;

—      в 1810 г. Негласный совет (действовал с 1801 по 1810 гг.) был упразднен, и высшим законосовещательным органом стал Государственный совет;

—      с 1811 г. начал действовать важный законодательный акт, определяю­щий основные принципы организационного устройства министров и поря­док их деятельности, — «Общее учреждение министерств». Принятие этого документа завершило министерскую реформу 1802 г.;

—      для поправления финансов Сперанский увеличил прямые налоги; по­душная подать с крестьян и мещан была повышена с рубля до двух; в 1812 г. был введен налог на дворянские имения, не на крепостных крестьян, а на по­мещиков.

Реформы М. М. Сперанского расширяли возможности буржуазии, не­сколько ограничивали власть царя. Чиновничество и придворные были им недовольны, называли выскочкой, добились того, чтобы его имя стали свя­зывать с государственной изменой. М. М. Сперанского обвинили в шпиона­же в пользу Наполеона и сослали в Нижний Новгород. До 1821 г. он был от­странен от большой политики и вернулся к ней совсем иным человеком, счи­тая свою прошлую деятельность ошибочной и утверждая, что Россия не созрела для перемен. К этому времени М. М. Сперанский оставил свои кон­ституционные проекты и стал защитником неограниченной монархии.

Практически одновременно с возвышением М. М. Сперанского в бли­жайшем окружении императора появился А. А. Аракчеев (1769—1834), генерал от артиллерии (1807), в 1808—1810 гг. военный министр, с 1810 г. — председа­тель Департамента военных дел Государственного совета. С 1815 г. факти­чески сосредоточил в своих руках руководство Государственным советом, Кабинетом министров и Собственной его императорского величества кан­целярией; был единственным докладчиком царю по большинству ведомств (в том числе Синода). Проводил политику грубой военной дисциплины, од­нако по плану освобождения крестьян, написанному им по приказу царя, бывшие крепостные получали вместе со свободой земельные наделы гораздо большие, чем по плану декабристов (Н. А. Бенедиктов). Несмотря на это, для современников, сторонников либеральных идей, Аракчеев был воплощени­ем реакции. Известна эпиграмма А. С. Пушкина об Аракчееве: «Всей России притеснитель, губернаторов мучитель... Полон злобы, полон мести, без ума, без чувств, без чести...» После смерти Александра I сохранил за собой только пост главного начальника военных поселений.

Военные поселения — особая организация войск в России в 1810—1857 гг., при которой государственные крестьяне, зачисленные в военные поселенцы, совмещали службу с занятиями сельским хозяйством. Фактически поселенцы дважды закрепощались — как крестьяне и как солдаты. Военные поселения были введены Александром I в целях формирования особой военной касты, оторванной от народа, способной вести борьбу с освободительным движением, а также в целях создания (без увеличения расходов на армию) резерва обучен­ных войск. Первое опытное ополчение было создано в 1810 г. в Климовичском уезде Могилевской губернии, с 1816 г. введено в широких масштабах.

Поселенные войска формировались из женатых солдат и местных жите­лей — мужчин в возрасте от 18 до 45 лет, имевших собственное хозяйство. Дети военных поселенцев с семилетнего возраста зачислялись в кантонисты, а с 18 лет переводились в воинские части. Прикрепленных к земле крестьян одели в военную форму, поставили под ежечасный мелочный надзор началь­ников; фактически лишили детей, сделав из них маленьких солдат; дочерей выдавали замуж по указанию начальников. За минимальные проступки жес­токо наказывали.

Период царствования Александра I с 1816 по 1825 г. в отечественной исто­рической науке получил название аракчеевщина. Однако это название, по мнению JI. М. Ляшенко, отражает, притом не очень точно, лишь внешний облик времени. А. А. Аракчеев никогда не был и не мог быть «злым гением» императора, человеком, имевшим голос при принятии того или иного реше­ния. Он оставался при любых обстоятельствах нерассуждающим исполните­лем замыслов Александра I, его пунктуальным и незаменимым помощником. Граф был честен (не присвоил ни одного рубля из огромных средств, отпу­щенных на организацию военных поселений) и скромен (не раз отказывался от незаслуженных орденов, предпочитая личные знаки внимания: миниа­тюрный портрет императора он всегда носил на шее).

Наступление периода аракчеевщины, вероятно, следует связывать не только с периодом организации военных поселений, но и с периодом 1821— 1822 гг., когда Александр I, окончательно разочарованный во всех своих на­чинаниях, отдалился от государственных дел.

Неурядицы и тупики в общественной жизни соединялись с личными по­трясениями и драмами Александра I. В 1818 г. после простуды скончалась в совсем еще молодом возрасте его любимая сестра Екатерина Павловна. За­тем Александр I пережил еще один удар: в возрасте шестнадцати лет совер­шенно неожиданно скончалась его любимая дочь Софья, его единственный оставшийся в живых ребенок. Затем с небольшими промежутками следует страшный пожар в Царскосельском дворце и печально знаменитое наводнение в Петербурге (ноябрь 1824 г.), принесшее много жертв. Начинается пово­рот Александра к религиозности, а позднее — к мистицизму.

В этот период времени управление страной легло на Кабинет министров, а точнее на А. А. Аракчеева, в канцелярии которого для императора составля­лись еженедельные отчеты из министерских докладов. Обстоятельства, и ни­чего более, сделали А. А. Аракчеева «теневым премьер-министром» России. Легенда о его всесилии родилась позже.

При всей сложности и противоречивости личности Александра I и прово­димой им политики исследователь В. В. Тот считает, что трудно усомниться в стремлении императора осуществить в России либеральные реформы, осно­вой которых должна была стать дарованная Конституция и отмена крепост­ного права (в качестве подготовки осуществления этих мероприятий в России Александр I в 1815 г. подписал Конституцию Польши; была попытка освобож­дения крестьян от крепостного права в 1817 г. в Курляндии, а в 1819 г. в Лифляндской губернии). Почему же Александр I не осуществил своих планов? Для объяснения причин неудач правительственных реформ первой четверти XIX в. учеными выдвигаются различные версии (В. В. Тот, Л. М. Ляшенко, Г. И. Чулков).

1.       Говоря о преобразованиях в России, сам Александр ставил трудновы­полнимые цели, желал достичь невозможного. Думая о серьезных реформах в стране, он хотел оставить неизменной собственную власть, источник бес­правия не только крестьян, но и всех слоев России.

2.       Момент для преобразований был выбран неудачно. В первой четверти столетия страна переживала экономический подъем. Победа над Наполео­ном вознесла ее к вершинам европейской славы. Для подавляющей части «верхов», для дворянства было абсолютно непонятно, почему освободитель­ница Европы должна резко менять социально-экономические и политиче­ские порядки, «подстраиваясь» под побежденных ею противников.

3.       Император не нашел в России никакой серьезной поддержки своим за­мыслам. Даже в семье звучали голоса протеста (матери, братьев) против пре­образований, а то и грозные напоминания о печальной судьбе императора Павла I, погибшего потому, что не хотел прислушаться к высшим бюрократи­ческим и военным кругам. Еще раз сработало афористично сформулирован­ное французской писательницей Жерменой де Сталь правило: «Форма прав­ления в России — это самовластие, ограниченное удавкой».

4.       В подавляющей своей массе дворянство не хотело либеральных преоб­разований. Не встретившие поддержки в господствующем сословии, проекты реформ оказались нежизнеспособными.

5.       В проведении реформ Александр I мог опереться только на очень уз­кий круг высших сановников и отдельных представителей дворянства. Пре­небречь же мнением большинства дворян Александр не мог, опасаясь двор­цового переворота.

6.       Неопытность реформаторов, недостаточная продуманность преобра­зований, отсутствие социальной базы реформ в конечном счете могли при­вести страну к хаосу, распаду и социальным катаклизмам.

В целом в основе консервативной политики Александра 1 лежал целый комплекс причин как общественного, так и личностного характера.

Движение декабристов: предпосылки, система взглядов, тактика действий. Декабристы — принятое в исторической и мемуарной литературе название участников тайных обществ 1-й половины 1820-х гг., организовавших 14 де­кабря 1825 г. (отсюда — декабристы) первое вооруженное выступление про­тив самодержавия.

Декабристы — представители крайне левого крыла дворянской оппози­ции самодержавию, объединявшего часть дворянской (главным образом во­енной) молодежи.

Источники идеологии декабристов:

—     идеи французских просветителей XVIII в.;

—      влияние произведений российских вольнодумцев 2-й половины XVIII в. (А. Н. Радищев, Н. И. Новиков);

—      своеобразный «дух свободомыслия», господствовавший в начале XIX в. в Московском университете и Царскосельском лицее, где учились некоторые будущие декабристы;

—      реформаторские планы начала царствования императора Александра I и разочарование в «реформаторе на троне», последовавшее в результате их реализации.

Политической школой для декабристов стали Отечественная война 1812 г. (115 будущих декабристов — ее участники) и заграничные походы русской ар­мии 1813—1815 гг., во время которых они познакомились с социально-поли­тическими изменениями, происходившими в Европе в результате француз­ской революции конца XVIII в. и последующих войн.

Большое влияние на идеологию и тактику декабристов оказали масонство (все лидеры движения и многие рядовые декабристы были участниками ма­сонских лож), а также опыт тайных обществ, созданных в европейских стра­нах для борьбы с наполеоновской оккупацией, позже — итальянских карбо­нариев и испанских заговорщиков начала 1820-х гг.

Декабристы были убеждены, что главным препятствием дальнейшему развитию страны являются самодержавие и крепостничество, ликвидация их — насущная задача движения. С момента зарождения в среде декабристов прослеживается два течения: часть его участников выступала сторонниками мирного, реформаторского пути преобразования общества, другая — пропо­ведовала необходимость «решительных мер» в борьбе за реализацию своих идей и планов.

В 1814—1815 гг. в среде гвардейских офицеров возникли первые друже­ские кружки («артели»), послужившие вскоре ядром для создания тайного общества. Первое преддекабристское тайное общество носило название «Ор­ден русских рыцарей» (создан М. Ф. Орловым и М. А. Дмитриевым-Мамонто­вым). В 1816 г. было создано тайное общество «Союз спасения», а в 1818 г. — «Союз благоденствия».

В марте 1821 г. оформляется Южное общество на Украине (руководитель Я. И. Пестель). Позже в Петербурге оформилось Северное общество (во главе  с Н. М. Муравьевым). Оба общества активно привлекали новых членов, разра­батывали и обсуждали проекты программных документов (южане — «Рус­скую правду», северяне — «Конституцию»), а также планы совместного вы­ступления.

Основные положения «Русской правды» П. И. Пестеля.

1.       Отмена крепостного права немедленно и без выкупа. Освобождение крестьян объявлялось «священнейшей и непременнейшей обязанностью» временного правительства. Крестьяне освобождались с землей.

2.       Отмена самодержавия, «тирании». Россия становилась единой неде­лимой республикой с однопалатным парламентом.

3.       Законодательная власть: народное вече — однопалатный парламент, обладающий всей полнотой законодательной власти в стране.

4.       Исполнительная власть — Державная дума, состоит из 5 членов, изби­раемых на 5 лет, каждый из членов — президент в течение года.

5.       Свобода слова, печати, собраний, передвижений, выбора занятий, ве­роисповедания, равный суд, отмена сословий.

6.       Равные выборы для мужчин без всяких цензов.

7.       Демократический строй распространяется по всей территории и на все народы России, но право на отделение от России народам не дается.

8.       Для решения аграрного вопроса предполагалось разделить всю землю на две равные части: а) общественный фонд, где земля не продавалась и не покупалась; б) частный фонд — земля помещиков и земля крестьян, которую можно было покупать, продавать, сдавать в аренду, дарить и т. д. Никакого выкупа земли крестьянами не предусматривалось.

9.       Поощрение промышленности, ремесел, торговли; отмена цехов, гиль­дий, монополий.

Основные положения «Конституции» Н. М. Муравьева.

1.   Крепостное право безоговорочно отменялось, крестьяне получали личную свободу и сохраняли право

на приусадебный участок и еще 2 десяти­ны на двор.

2.       Самодержавие отменялось, Россия становилась конституционной мо­нархией.

3.       Законодательная власть принадлежала двухпалатному парламенту — народному вече.

4.   Исполнительная власть — императору, получавшему от государства большое жалованье. Император

обладал большими правами: запрещающее вето, назначение министров, командование армией,

флотом и др.

5.   Сословия все отменялись; равенство всех граждан перед законом, рав­ный для всех суд, свобода

слова, печати, собраний, вероисповедания и т. д.

6.       Выборы — ограниченные, многоступенчатые, с высоким имуществен­ным цензом.

7.       Территория России делилась на 15 федеративных единиц («держав» или областей).

8.       Помещичье землевладение сохранялось полностью. Крестьяне земли не получали.

Внезапная смерть императора Александра I в Таганроге в ноябре 1825 г. и возникшее междуцарствие 1825 г. создали обстановку, которой декабрис­ты решили воспользоваться для немедленного выступления (кроме того, в июле—ноябре 1925 г. правительство получило серию доносов о деятельно­сти декабристов, и на Юге начались аресты).

Члены Северного общества решили поднять восстание в Петербурге (в день присяги императора Николая I). В этот день декабристы сумели вывес­ти на Сенатскую площадь свыше 3 тыс. солдат и матросов. Однако пассивная тактика восставших позволила властям стянуть к площади верные правитель­ству войска (до 12 тыс. человек, с артиллерией) и блокировать восставших; с наступлением сумерек их каре было рассеяно артиллерийским огнем. В тот же день начались аресты участников выступления.

Восстание Черниговского полка 29 декабря 1825 г. в районе Белой Церкви (Украина) также закончилось неудачно.

Правительство расправилось с восставшими: 5 человек были повешены (К. Ф. Рылеев, П. И. Пестель, С. И. Муравьев-Апостол, М. П. Бестужев-Рю­мин и П. Г. Каховский). Более 100 человек было отправлено в ссылку и на каторгу в Сибирь; многие подверглись разжалованиям и высланы в штраф­ные батальоны. На поселении в Сибири декабристы организовывали школы, занимались частной педагогической деятельностью, научными (в том числе краеведческими) исследованиями, пользовались большим моральным авто­ритетом в Сибирском обществе.

Манифестом от 26 августа 1856 г. оставшиеся в живых декабристы были амнистированы: им было дозволено вернуться в Европейскую Россию (без права жительства в столицах). Несмотря на преклонный возраст и перенесен­ные испытания, многие декабристы активно включились в общественную жизнь, внимательно и с сочувствием следили за ходом подготовки крестьян­ской реформы 1861 г.

Причины поражения восставших.

·  Главную опору декабристы видели не в народе, а в армии, прежде всего в гвардии, имевшей опыт

успешных дворцовых переворотов XVIII—начала XIX в.

·   Малочисленность движения.

·   Отсутствие единства в рядах восставших и в их программных документах.

·   Пассивная тактика в период восстания.

·   Ставка на заговор и военный переворот.

·   Слабость пропагандистской деятельности.

·   Недостаточная подготовленность общества к преобразованиям.

Однако движение декабристов стало значительным событием в русской ис­тории. Они разработали первые революционные программы и план будущего переустройства общества. Впервые была совершена попытка изменить со­циально-политическую систему России. Идеи и деятельность декабристов оказали существенное влияние на дальнейшее развитие общественной мысли.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:
Таблица. Княжества в период феодальной раздробленности.
Конспект "Восточные славяне в VIII - IX вв."
Конспект "Новая Экономическая Политика (НЭП)"

Перейти к списку "Каталог конспектов" по предмету "История"


 
Карта сайта:
© 2012-2015 «Brainmove»

наверх